СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов))

ХIV

Отец Ахила касательно духовной жизни любил назидать словами святителя Феофана Затворника: «Из молитвы Иисусовой не знаю, что сделали. Думают, что как только стал творить сию молитву, то этим одним уже все сделал. Молитва сия стала у них как заговор какой: твори ее, приложив к сему и те телесные положения, о каких кое-где говорится, и все получишь. Вот и мурлычут, а сердце остается пусто… У иных приходит при этом малая теплота, а они кричат: вот благодать, вот благодать! – и не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придет легкая теплота, не дивись, это от естества, а не от благодати… Я скажу только, что сила не в словах молитвы, а в духовном настроении – страхе Божием и в преданности Богу, и во всегдашнем внимании к Богу, и предстоянии Ему умом. Молитва Иисусова есть только пособие, а не само существо дела. Положите себе жить в памяти Божией и ходить в присутствии Божием, - и это одно приведет Вас к доброму концу… Правду говорят, что ныне нет настоящих руководителей. Однако же с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение. Паисий Величковский так решил: два или три единомысленных пусть составят союз и друг другом руководят или друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою в умеренной строгости аскетической. Благослови Вас Господи! Спасайтесь!»

Когда к началу нового века в церковных лавках появилось много книг современных авторов, батюшка настоятельно советовал духовным чадам с рассуждением относиться к этим изданиям. С неповторимой деликатностью отец Феодосий говорил: «Конечно, новые учителя полезны для современных людей». Но довольно часто в писаниях «новых учителей» были видны старые грехи самомнение, безрассудное увлечение сверхъестественным, пренебрежение догматами и духовным опытом Православия. Батюшка Феодосий приводил своим чадам в пример «Лествицу». Он говорил, что в этой книге преподобный Иоанн Лествичник указал человечеству путь к достижению Неба, и при этом ни разу не употребил в ней слово «я». Святые Отцы древности писали свои книги со смиренным осознанием своей греховности, хотя имели великие благодатные дары. Их рукой водил не человеческий ум, а Дух Святой. А современные авторы в большинстве своем пишут именно от своего ума, и погрешают против истины. Сам отец Феодосий таких книг не читал. Следуя святоотеческим заветам, батюшка Феодосий предостерегал от увлечения различного рода чудесными явлениями, потому что под некоторыми чудесами может скрываться бесовская ловушка для неопытных душ – прелесть. Знание учения православной Церкви и следование этому учению старец ставил выше чудес и явлений. Он любил повторять слова святого апостола Павла: «Аще Ангел с неба благовестит паче, нежели мы благовествовали: анафема да будет» (Галат. 1,8). Батюшка подчеркивал, что по общей греховности человеческой никто не достоин иметь видения от Бога, а если человек считает себя достойным, то, значит, он одержим грехом гордыни. Через всю свою жизнь отец Феодосий пронес любовь к творениям святителя Иоанна Златоуста. Часто батюшка дословно цитировал изречения великого проповедника. В 90-е годы во многих православных епархиях сложилось непростое положение – нападки раскольников и еретиков, экономические трудности усугублялись часто прямой враждебностью властей. Владыке одной из таких епархий батюшка дал простой и неожиданный совет: «Ничего, нужно держаться, вот Иоанн Златоуст как держался».

А мирских изданий – ни книг, ни газет, схиархимандрит Феодосий не читал. Ранее батюшка мог еще почитать газетные новости, приговаривая: «Что они еще там натворили». Но однажды он был вразумлен свыше. Взяв в руки свежую газету, батюшка вдруг почувствовал, что они стали не послушны ему, словно окаменевшие. С того момента отец Феодосий больше не интересовался мирской прессой.

Батюшка с благоговением относился к священническому сану. Разговаривая с молодыми иноками, он увещевал их: «Почему вы не молитесь? Почему не служите? Вы ведь Богу служите, Ему молитесь, а как это приятно!» Служение священника было для него не утомительной обязанностью, а великой честью. Однажды на церковном суде разбирали проступок некоего диакона. Мнения разделились – одни предлагали наказать с примерной строгостью, другие – пожалеть. Обратились к молча сидевшему батюшке Феодосию. Он очень не любил никого осуждать и даже присутствовать на судилищах. Старец говорил: «Сам грязен от грехов, как же мне судить брата своего?» Если все же от батюшки требовали высказаться по делу, он всегда приводил в оправдание добрые дела судимого. Однако отец Феодосий был непримирим там, где осквернялся уже сам сан священнослужителя. Поэтому он негромко, но твердо сказал о согрешившем диаконе: «По правилам святых Апостолов, сан снимать надо! Но хоть бы два года на покаяние ему дать следовало, хотя бы это! Страшно ему будет…» Сейчас существует пагубное поветрие – относиться к уставам и постановлениям древней Церкви, как к вещам давно отжившим, неприменимым в современной жизни. Отец Феодосий всегда противостоял этому. Правила Святых Апостолов и Вселенских Соборов старец приводил по памяти почти дословно, возмущался любой попытке обойти или пренебречь ими. «Вот Апостольские Правила говорят так-то», - непреклонно отвечал отец Феодосий в подобных случаях». Батюшка учил нерушимо стоять за чистоту Православной веры. Он любил приводить в разговоре слова Спасителя о том, что желающий сохранить душу свою, погубит ее, а погубивший ее ради Христа и Евангелия – сохранит (Мф. 16, 25). Отец Феодосий не мог пройти мимо нерадения в духовной жизни, мимо небрежности в Богослоужении, мимо неправды и лукавства, и, конечно же, мимо греха, кто бы этот грех ни творил. Один из знавших батюшку старцев дал ему очень точную характеристику: «Он очень не любит, если где-то что-то нечисто. Он не может находиться там, где есть какая-то нечисть, где укоренились нечистые люди».

Однажды к старцу обратился один из иеромонахов со словами: «Я хочу быть настоящим монахом». Это было особое духовное рвение, присущее молодым подвижникам. Но если человек не заметит, как религиозное воодушевление ведет его к гордыне, ему не миновать беды. Батюшка прервал молитву и неожиданно ответил: «Нет сейчас настоящих монахов». «Тогда я хочу быть хотя бы хорошим христианином», - настаивал иеромонах. «Нет сейчас христианских дел. Ну, ничего, потерпи немого, скоро придет Христос, нужно потерпеть!» - с надеждой сказал отец Феодосий. В подобных случаях он говорил, что современных иноков подстерегают две смертельные опасности – блуд и прелесть. «Предпочтительнее идти третьим – средним, царским путем, - учил батюшка, - а любые крайности неполезны для души, ибо ими искушает враг рода человеческого». Опасно, стремясь стать хорошим монахом, проникнуться осознанием собственной якобы исключительности и величия. «Если враг не может стащить подвижника в левую сторону, - говорил старец Феодосий, - то тащит в правую, но во всем нужно иметь рассуждение». Послушнику, спросившему, как правильно поститься, батюшка ответил: «Если бы ты ел лишь то, что дают на монастырской трапезе, это был бы для тебя совершенный пост».

Уважая священнический и епископский сан, отец Феодосий всегда просил людей удерживаться от опрометчивых суждений и от погибельного разрыва с Церковью. Старец понимал, насколько трудным является служение епископа, призванного противостоять безбожному миру, защищая Истину и свою паству. Об одном владыке, которому пришлось противоборствовать еретикам и раскольникам, пользовавшихся поддержкой светских властей, батюшка сказал, что в этой праведной борьбе ему видимым образом помогает Господь. О другом же епископе отец Феодосий с сожалением сказал: «Хоть и верный святитель, а говорить прямо боится. Обличение же не терпит двоедушия, ничего не надо бояться». Но бывало так, что священнослужители своими поступками вводили паству в соблазн. Когда паломники сетовали батюшке о таких недостойных пастырях, он напоминал им слова Христа, сказанные о книжниках и фарисеях: «Все, что они говорят вам, исполняйте, по делам же их не поступайте». Самыми страшными грехами для пастыря батюшка считал ересь и раскол, ведь они разрывают связь человека с Богом, весьма затрудняют дальнейшее покаяние и исправление, и к тому же распространяются не только на грешащего, но и на тех, кто доверился ему.

Особенное возмущение старца Феодосия взывали попытки перевести Русскую Православную Церковь на католический, или григорианский, календарь – «новый стиль». По его глубокому убеждению, Церковь ни в коем случае не должна поддаваться уговорам тайных обновленцев и католиков, приводящих якобы научные аргументы этого перехода. Ведь известно, что Крещенская вода освящается и обретает благодатную силу только на праздник Богоявления, отмечаемый по православному календарю, а Благодатный Огонь сходит в Иерусалиме только в преддверии православной Пасхи. «Неужели этих доказательств недостаточно, - подчеркивал старец, - чтобы даже маловеры поняли, что установленные Богом через избранные сосуды – Святых Отцов и Вселенские Соборы – истины – незыблемы, тем более что они подтверждены многочисленными знамениями?» Одним из признаков пагубного обновленческого духа отец Феодосий считал желание священников брить бороду. Он говорил: «Священник должен быть священником, сохранять свою благообразность, а не течь вслед заблуждениям католическим и протестантским».

По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г.

Печатается по благословению митрополита Почаевского Владимира