СТАРЕЦ АХИЛА (схиархимандрит Феодосий (Орлов))

ХIII

Отец Ахила не раз говорил о важности постоянного чтения Евангелия. Когда келейник пришел к батюшке за благословением на чтение Евангелия, старец с воодушевлением ответил молодому монаху: «Ты знаешь, что такое Евангелие? Это Благая весть, Благая нам, роду человеческому. Надо всегда читать Евангелие, Бог тебя благословит, это нужно читать». Людям воцерковленным старец благословлял читать Евангелие на церковно-славянском языке. Читать Евангелие на современном русском языке батюшка разрешал лишь тем, кто начинал приобщаться к жизни Православной Церкви и не имел еще навыка восприятия славянского языка. Когда послушник старца начал читать Евангелие на русском, батюшка остановил его, сказав: «Нет, читай Евангелие только на славянском. А Послания, если что-то станет непонятно, можно и на русском». «А Библию как читать?» - спросил монах. «Библию - тоже на славянском, но ты пока читай на русском, чтоб что-либо понять. А Евангелие – только на славянском», - ответил батюшка. Старец очень любил читать Жития Святых в изложении святителя Димитрия Ростовского. Когда была возможность, батюшка просил почитать о святых преподобных монахах и пустынниках. Несмотря на преклонный возраст и слабеющее зрение, отец Феодосий много читал и сам. Читая Евангелие, он обязательно зажигал свечу, как знак нашего духовного горения перед Господом. Когда впервые за сто лет было издано «Добротолюбие», батюшка поспешил приобрести этот сборник великих святоотеческих поучений. Для тех, кто стремится жить подвижнической, молитвенной жизнью, это сборник незаменим. Много поучений из «Добротолюбия» отец Феодосий знал наизусть. Среди творений Святых Отцов батюшка больше всего любил книги аскетические, монашеские по духу. В монашестве он видел высший идеал христианской жизни. Духовным чадам, среди которых к тому времени было уже немало монашествующих, старец советовал читать «Лествицу» Иоанна Лествичника, «Невидимую брань» Никодима Святогорца и «Руководство к духовной жизни преподобных отцев Варсонофия и Иоанна», поучения святых первоначальников монашества, собранные в «Древнем патерике». Начинать духовное чтение отец Феодосий советовал с «Православного катехизиса» и с книг святителя Феофана Затворника.

Старец Феодосий благословлял некоторым своим духовным детям молиться по четкам, и при этом в руководство давал книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он говорил, что эта книга – прекрасное руководство тем, кто хочет заниматься Иисусовой молитвой, но предостерегал от стремления к высоким состояниям, которые описываются в этой книге, и к которым так стремятся новоначальные. Ссылаясь на слова Феофана Затворника, старец объяснял, что необходимо, чтобы ум наш был всегда в Боге, необходимо научиться ходить, помышлять и все свои дела делать с возношением ума и сердца к Богу, т.е. «ходить пред Богом». Старец говорил, что проходить духовное делание необходимо только под руководством опытного духовного наставника. Однако стремиться к прохождению Иисусовой молитвы, руководствуясь опытом, изложенным в этой книге, очень полезно. В наше время можно встретить много критики в адрес упомянутой книги. Но необходимо правильно подходить к данному вопросу. Эта книга очень почитаема на Святой горе Афон, и даже переведена на греческий язык. Книгу «Рассказы странника» одобряли и советовали читать святитель Феофан Затворник и преподобный Амвросий Оптинский и другие подвижники, прославленные в лике святых. Среди них и праведный Алексий Мечев. В своих наставлениях он развеивает все сомнения, касающиеся духовной пользы книги. Более того, о. Алексий благословлял ее читать не только монашествующим, но и мирским людям, считая, что опыт делания Иисусовой молитвы, изложенный в ней, полезен всем, только нужно правильно им пользоваться. Одна из духовных дочерей отца Алексия вспоминает, как проходило ее обучение Иисусовой молитве. Прежде всего, батюшка дал ей книгу «Рассказы странника» и пояснил: «Хорошая, замечательная книжка… Книжку прочтите и молитву Иисусову говорите. Говорите ее просто, во всякое время, сколько сможете за день. Где бы вы ни были, что бы вы ни делали, говорите!.. только смотрите, совсем-совсем просто. Не думайте и не старайтесь ни о чем. Избави Вас Господь стараться, чтобы вышло что-нибудь. Я это запрещаю. Чтобы никогда и мысли у Вас об этом не было. Число раз не важно. Главное – как можно чаще. Ешь, пьешь, ходишь, говоришь, работаешь – все время надо ее читать про себя или в уме. Ночью проснетесь – тоже. Только как можно проще, совсем-совсем просто». Старец следил за тем, как идет молитва и подбадривал. «Так и продолжайте, только ничего не думайте про нее, и в ней ничего не ищите. Помилуй мя, грешнаго», - сказал батюшка с великим чувством покаяния. Я поняла, что все дело в том, чтобы читать ее с чувством покаяния. Так и стала делать. Все внимание обращала на слова: помилуй мя, грешную. Стало с большим чувством выходить. Бывало, когда не слышишь, что читают, или не понимаешь, что поют в церкви, начнешь читать ее, и рассеянность пропадает, мысли и помыслы куда-то исчезают, и является молитвенное настроение. Многие духовные люди потом спрашивали меня, как я училась «творить» молитву Иисусову? А я им отвечала, что батюшка запрещал «творить», а учил нас просто читать ее… Многие осуждали батюшку за то, что он давал молитву Иисусову с самого начала, когда люди-то хорошенько и молиться не умели. У батюшки в простоте ее была и ее сила. Батюшка строго запрещал всегда ее «творить» и запрещал «делание», как это было у Святых Отцов, где это являлось великим и трудным подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру. Батюшка считал, что от повторения этих великих слов «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» является чувство, а от него появляется и молитвенное настроение. Чтобы не впасть в прелесть, нам можно просто говорить ее, как можно чаще, в доме, на улице, в гостях. Она очень, очень помогает и от многого защищает. Такое простое учение о молитве Иисусовой приводило, тем не менее, к таким же результатам, как и «делание». Отец Алексий говорил также, что это труднейшее дело – отдать себя Богу. Труден и скорбен путь, ведущий к Господу. Только с Божией помощью можно идти вперед. Предоставленные самим себе, мы в самом начале погибли бы. Ежеминутно нужно вопить к Богу: «Помоги, Господи! Помилуй меня, немощного!» Молиться нужно только о том, чтобы Господь помиловал нас. Просить надо у Бога прощения за грехи, просить дать силы жить, дать силы исправиться и служить Ему так, как Он того желает. Благодарить его непрестанно за Его великое долготерпение и милосердие – и все. Просить же для себя радостей душевных и телесных благ не следует. Как в жизни требуется забыть себя и жить жизнью других и для других, так и в молитве нужно забыть себя, свою душу и просить у Господа только одного – силы исполнять его повеления на земле. Душа в молитве должна совсем забыть о себе, помнить только Господа своего и горячо умолять оказать ей милость: научить, как нужно любить Его, что нужно делать для Него». Вот какое мудрое видение было у святого праведного Алексия Мечева. Такими же словами, давая в руководство эту книгу наставлял своих духовных чад и отец Ахила. Батюшка также очень любил преподобного Паисия Величковского и говорил, что он перенял дух древнего монашества. Для лучшего понимания умной молитвы советовал также читать книгу преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». Читая эти творения, объяснял старец, мы перенимаем очень ценный духовный опыт. Однако, как и преподобный Алексий, батюшка предостерегал от стремления к особым переживаниям прежде времени. Батюшка говорил, что если мы будем достойны этого, то оно само придет в свое время, когда Господь даст. В основе же молитвы, по словам о. Ахилы, должен быть покаянный дух, сознание того, как мы далеки от жития святых. «Господь часто нам дает Свои дарования не за наши труды, а за наше смирение», - говорил старец. При этом он любил повторять слова преподобного Антония Великого, сказанные им после встречи с преподобным Павлом Фивейским: «Я не монах, я только видел монаха».

Старец не был противником и некоторых современных книг об Иисусовой молитве. Так, например, старец одобрил издание книги Афонского старца Иосифа Исихаста «Опыт изложения монашеского опыта», сказав: «Да, отец Иосиф – это святой жизни подвижник и великий делатель Иисусовой молитвы, эту книгу очень полезно прочитать», - и попросил себе один экземпляр этого издания. Старец говорил ещё, что из святых последнего времени очень близок к духу древних отцов-затворников святитель Феофан Затворник, воплотивший весь опыт молитвенного жития в своей жизни, оставив нам драгоценный опыт в своих книгах.

Мирянам, при их занятости, батюшка советовал хотя бы часто читать молитву «Господи помилуй». Такой же подход встречается и в наставлениях преподобного Амвросия Оптинского. Нельзя требовать от людей того, что превышает их меру. По мнению старца Ахилы, нужно давать людям хотя малое, но то, что они смогут постоянно исполнять. Поэтому батюшка не любил благословлять людям разные правила. По его мнению, нужно быть к себе строгим, а к людям – снисходительным. Отец Ахила учил смотреть на наше христианское поведение: на любовь к ближнему, милосердие, справедливость, смирение и т.д. Очень не любил тех людей, которые доносят начальству на других – «стукачей». Не терпел также лести и лицемерия. Если замечал проявление этих пороков в своих чадах – строго обличал. «Молитва должна быть, но ей должны обязательно сопутствовать и добрые дела», - говорил он. Это как птица, с двумя крыльями, или лодка с двумя веслами. Вот когда мы будем стяжать с Божьей помощью все это – тогда мы уже будем близки к духовной жизни.

По книге «Он оставил след в душе, а не на бумаге…», старец Ахила, страницы жизни», Почаев, 2016 г.

Печатается по благословению митрополита Почаевского Владимира