Победа русского духа

В чем тайна русской души и русского духа? Того духа, что позволяет выстоять в смертельном бою, не пропасть, не сгинуть в искушениях, простить трусость, предательство и обман, восстать из пепла? Кем и чем созидается и почему разрушается русский дух? На эту тему накануне 72-й годовщины Великой Победы рассуждает заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук Константин Михайлович Долгов:

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» – сказал великий поэт. Слава Богу, Россия – самая обширная, самая великая держава, и куда бы мы ни поехали – к ее западным границам, в Калининград, или на Дальний Восток, через всю Сибирь – всюду чувствуешь себя как дома. При этом в России проживает огромное количество национальностей, которые имеют свою культуру, свои нравы, обычаи, традиции. Но вместе с тем, живя в России, они все стали в известном смысле русскими людьми. Когда наш человек, кто бы он ни был – якут, еврей, русский, украинец, чеченец, – оказывается за границей, его называют русским. И его сразу можно угадать, почувствовать, а уж когда он заговорит на русском языке, вопросов не остается. Почему? Потому что здесь проявляется именно русский дух.

Из Священного Писания известно, что вначале первые люди Адам и Ева не знали ни добра, ни зла, у них не было ни этики, ни морали. Они были абсолютно невинными, несведущими, не знающими зла. И только вкусив плодов с Древа познания добра и зла, они начали грешить, каяться и после этого что-то понимать. Это наводит на мысль, что и современным людям Сам Дух тоже дается не сразу. Новорожденный младенец, хотя уже и человек, и Дух в него вошел с первым его вздохом, остается несведущим. Малыш растет, развивается, начинает познавать окружающий мир, осознавать его, понимать, как у поэта, что такое хорошо, что такое плохо, и лишь постепенно к нему приходит самосознание, духовность.

В Священном Писании прямо говорится: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). А святитель Николай Сербский пишет о том, что самая большая территория принадлежит самому кроткому в мире – русскому народу.

В России особая, суровая природа, которая воспитывала в человеке определенный характер. Философ Николай Лосский написал целую книгу «Характер русского народа», в которой отметил глубочайшую религиозность нашего народа. Сейчас в Европе почти не верят в Бога. А Русь, несмотря на гонения при большевиках, атеизм советского государства, влияние современной либеральной идеологии, верила и продолжает верить.

Русский человек, подчас при внешней разболтанности, необычайно талантлив во всех сферах. Он и философ, и богослов, и одновременно – мастер золотые руки, строитель, инженер. Возьмите крестьянский двор, который существовал в России тысячи лет до колхозов, совхозов, заводов и офисов: крестьянин трудился от зари до зари, он был хозяином и понимал, что за все в ответе. Для русского человека характерно тяготение к Божественной красоте. У нас сложилось удивительное почитание икон, образов Божиих – Спасителя, Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, святых. В самом каком-то захудалом крестьянском дворе – резные наличники, ставни, узорчатые крылечки. И эта любовь к красоте – та же самая любовь к святости. Это опять работа Святого Духа внутри самого человека.
Русский народ сверхтерпелив: «Бог терпел и нам велел». В нем есть смирение в самом хорошем смысле этого слова. Русский человек не станет по каждому поводу выступать, шуметь, убиваться, истерику закатывать, он с достоинством терпит, смиренно несет свой крест. А смирение – это упование на волю Божию.

В XX веке наша страна пережила Первую мировую войну, революцию, гонения на Церковь, на значительную часть своего народа, Великую Отечественную войну – какой народ мог при этом выстоять? Русский народ все выдержал, перенес и, слава Богу, опять стал могущественным.
Русский человек исключительно миролюбив, со всеми хочет жить дружно, прощает обиды. Во время Великой Отечественной войны русские люди часто делились с пленными немцами последним куском хлеба, а после войны Россия по существу все простила Германии.

Но дух в русском народе настолько силен, что никакое оружие, никакой другой народ, никакие силы его никогда не поработят. Это стало ясно с первых дней войны: 22 июня 1941 г. немцы начали штурм Брестской крепости – и не могли взять ее более месяца. Никакой помощи извне нашим солдатам не поступало, бойцы были изолированы, вокруг – полчища немецкой армии. И люди стояли до конца, на стенах крепости сохранились надписи: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина». Так проявили себя тогда еще мирные люди.

Битва за Москву в 1941 г., срыв операции «Барбаросса», необычайные морозы во время битвы под Москвой, когда встали немецкие танки, – все это говорит не просто о силе русского духа, а о том, что собственно человеческого духа не бывает. Потому что дух народа дается от Бога. И поэтому по-настоящему надо говорить о Божественном Духе, о воплощении этого Духа в разных народах, участии в их жизни. Помню 1943 г., когда школьником работал на заводе: вся страна затихла, замерла, все ждали – выдержим ли мы Сталинград? Немцы превосходили нас в военной технике, в живой силе; американцы, англичане думали – отступим.

А наши все-таки верили в победу, даже в тылу мы надеялись: нет, не должны сдать город, должны победить, выиграть эту битву. А на фронте – и говорить нечего: там стояли насмерть. И выиграли. Участник Сталинградской битвы архимандрит Кирилл (Павлов) рассказывал, как нашел в Сталинграде в разрушенном доме Евангелие – с ним прошел всю войну и не боялся (все помнят героическую оборону дома Павлова в Сталинграде).

Мой крестный отец, Михаил Андрианович Романов, младший брат моей матери, прошел Финскую войну, где все время был на передовой, а потом попал на Великую Отечественную. Там он получил 39 ранений, несколько контузий, был удостоен огромного количества наград. Когда он раздевался, на него было страшно смотреть: его тело было сшито из отдельных кусков мяса. Но он вернулся живым. И мы его спрашивали, как же он уцелел, пройдя две войны. А он отвечал: спросите у деда (его отца). Дед был глубоко верующим человеком. Он прямо во дворе вслух читал Евангелие, ему грозили, обещали, что упекут в тюрьму, расстреляют, а он не обращал внимания – мол, уже старый. И он тогда сказал нам, мальчишкам: «Я каждый день и каждую ночь молился Богу, просил Его, чтобы Он сохранил моего сына на войне». У него было шесть дочерей и один – самый младший – сын. И сын пришел живым, еще долго жил после войны. Когда война закончилась, Сталин поднял тост – за русский народ, за его терпение, за его ум, за его стойкий характер. Такого количества добродетелей у других народов нет. Если есть одно качество – нет других. Есть другое – нет третьего. У русского народа есть абсолютно все.

Но дух народа может разрушаться. Разрушает его, во-первых, отход от веры, от Бога, когда человек начинает сбиваться с пути праведного, когда страсти затеняют добродетели. Сейчас на первом месте не труд, не миролюбие, не братство, не любовь, не дружба, а деньги, удовольствия, беззаконие, которое возводится в закон. Мы теряем благородство, те великие качества, которые воспитывает православная вера. Но даже экономика требует духовных начал, осознания того, что все люди, которые занимаются экономикой, должны думать о народе, о каждом человеке, о целом государстве, а не о собственном кармане.

В Священном Писании говорится о том, как Бог благословил первых людей: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:26–31). А мы хищнически разбазариваем нефть, газ, лес, миллиарды тонн мусора завалили Россию. А сколько погибло видов рыб, животных, насекомых, птиц! Но люди не хотят над этим задумываться. Сегодня по сути дела идет мировая война: она прокатилась по многим арабским странам, продолжается в Сирии, на Украине, в Донбассе. Кто стоит за этим? Украинский президент Порошенко за последние годы удвоил свой капитал – был миллионером, стал миллиардером. Сверхбогатые люди всего мира, олигархи, владельцы транснациональных корпораций наживаются на войне. А политики их обслуживают. Одновременно миллиарды людей в мире живут меньше чем на 1–2 доллара в день, умирают от голода, холода и болезней.

Тот хищнический государственно-монополистический капитализм, который существует в США, в Европе, а теперь и у нас, – давно себя изжил. Это античеловеческий строй. Его давно надо было отбросить и строить совсем другое – человеческое – общество. У каждого должно быть все необходимое для жизни, нельзя, чтобы единицы распоряжались всем богатством, а в это же время бедствовали миллионы людей. Надо отказываться от такого капитализма – и не через революции, а путем принятия законов, которые бы ограничивали хищнические интересы людей, не знающих меры.

Дух русского народа или Святой Дух – это его путеводная звезда, напоминающая, как надо жить: в мире, в согласии, помогая друг другу, чтобы никто не жил за счет другого, никто никого не оскорблял, я уж не говорю – убивал. Жизнь должна строиться по Евангельским законам, заповедям. Другого пути нет и быть не может. Потому что в любом другом случае человек деградирует, и народ вырождается. И наоборот – сохранение духа русского народа, наличие святости в этом народе – во все времена было залогом его жизнеспособности и непобедимости.

Журнал «Покров», апрель-июнь 2017 г., с сокращениями