СХИИГУМЕН САВВА (ОСТАПЕНКО), 1898-1980

IV

Об осуждении. Не судите, да не судимы будете, - говорит Господь (Мф. 7,1). Когда нас обижают и оскорбляют, надо сразу подумать: «А я разве никого не оскорблял, не осуждал. Вот и воздается мне». Не оскорбившего надо ругать, а себя. Какой мерой мерим, такой и нам отмерится. Если хотим, чтобы нас не осуждали, должны сами никого не осуждать; хотим, чтобы нас любили, должны сами всех любить.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других, а все, кто осуждает ближнего, есть антихристы, восхищающие власть у Бога. Он один судия Праведный, ибо он один знает душевное расположение каждого человека, его силу или немощь, его дарования и способности.

Тот, у кого сердце чистое, и всех видит чистыми и святыми, - говорит преподобный Макарий Великий, - а кого сердце заполнено страстями, то и других видит себе подобными, иначе говоря, свои страсти он видит в другом человеке, как в зеркале. Раненные на поле брани не добивают друг друга, а помогают и утешают. И мы здесь, на земле, - как на поле брани, все раненные грехом, все больные душой и должны оказывать друг другу снисхождение, покрывать любовью недостатки ближнего. Нужно прощать обиды, умалять зло, сеять мир. «Пусть тебя гонят, - говорит Исаак Сирин, - ты не гони, пусть тебя распинают, ты не распинай, пусть тебя обижают – ты не обижай, пусть на тебя клевещут, ты не клевещи». Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой. Что же тогда делать? Даже если гнев наш справедлив и мы чувствуем, что во всем правы, не всегда следует обличать человека. Мы часто забываем слова премудрого Соломона: обличай премудрого – он тебя возлюбит; не обличай безумного – он тебя возненавидит. Так говорит святой Иоанн Златоуст. Весь гнев обращай на диавола – он один твой непримиримый враг, а человек, что бы он ни делал, всегда друг и брат наш. Прежде чем сказать ближнему грубое, резкое слово, прочти сто раз молитву Иисусову, или обрати все в шутку, сгладь, лишь бы не было ссоры. Как победить всех врагов, чтобы они легли под ноги наши. Нужно победить самого себя, потому что главный наш враг – это мы сами.

О любви. Как узнать, что мы любим Бога? Если мы любим ближнего, значит, мы любим Бога. Кто говорит: я люблю Бога, а сам брата своего ненавидит, тот лжец, - говорит святой апостол Иоанн Богослов, - ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит (1 Ин. 4, 20).

Надо развивать в себе качество любви. С каждым человеком надо обращаться ласково, спокойно, стараться любовью растворить каждое слово. Особенно нужно любить врагов, обидчиков своих, прощать им, молиться за них, делать им добро. К этому совершенству призывает нас Господь: Любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас (Мф. 5,44). Любовь к врагам – это главное, что отличает христианина от всех остальных людей. Некоторые хотят зло истребить злом, но от этого оно только возрастает. Уничтожить, победить зло можно только добром. Так, двенадцать Апостолов, которых как овец послал Господь в огромную стаю волков, то есть в языческий мир, победили его только любовью. Господь, посылая их на проповедь, сказал: тогда узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Если же между собою нет любви, то мы не дети Христовы, а дети диавола, ибо тогда в нас «с хвостом и головой» живет бес, который постоянно принуждает нас ко злу. Мы должны очистить душу от всякой злобы, наполнить ее любовью, и тогда она, как благоухающий сосуд, предстанет в обители рая, где Господь исполнит ее небесной радостью и благодатью. Святые Отцы говорят: «О рай, о рай. Я могу тебя произнести устами, но не могу умом постигнуть, что Господь приготовил для любящих его». Если одна капля райской сладости упадет в соленое море, то все его усладит, если одна капля сладости упадет из рая в ад, то там прекращается огонь, прекращаются страдания, и ад становится раем. Даже один райский цветок имеет такую цену, что весь земной шар не может сравниться с ним. А если бы люди услышали Ангельское пение, все растаяли бы от любви. Такую радость приготовил Господь любящим Бога.

О целомудрии. Нужно знать, что после смерти каждого человека душа его проходит мытарства, где показываются все дела, добрые и злые, совершаемые им при жизни. Всего мытарств двадцать, а самые страшные, самые трудные из них 16-е, 17-е, 18-е.

16-е мытарство – блуда, где испытываются те, кто жил вне церковного брака.

17-е мытарство – прелюбодеяние, где испытываются те, кто был венчан и нарушил обет супружеской верности.

18-е мытарство – содомские грехи, то есть все виды извращений с супругами, кто сам с собой допускал вольности, а также противоестественные отношения лиц одного пола.

Начальник этих мытарств – диавол Асмодей. У него на службе находятся огромные полчища блудных псов, которые соблазняют людей на смертные блудные грехи. Бесы похваляются, что через эти мытарства проходят только единицы, потому что виновных много, а кается редко кто. Диавол наводит на людей ложный стыд. Но, как говорят святые Отцы, постыдные грехи сгораются стыдом. Если у нас есть подобные грехи и мы не исповедали их духовному отцу – они остались на нашей совести и помешают нам войти в Царство Небесное, ибо туда не войдет ничто нечистое.

В день Страшного Суда будет шествие святых, и первыми за Апостолами пойдут девственники, и Ангельское пение будет таким дивным, таким прекрасным, что если бы его услышали люди, все растаяли бы от любви. Но и блудники, если покаются, первыми войдут в рай. Надо стараться жить целомудренно, свято, отгонять всякие нечистые помыслы, не допускать, чтобы они вошли в наше сердце, жить надо так, чтобы дух бодрствовал над плотью, но не плоть над духом. Блудные грехи бывают от многоядения, многоспания, от вольного обращения с лицами другого пола. Когда мы много смеемся и празднословим, слишком заботимся о красоте лица, одежды, это значит, что в нас действует блудный бес. Христианка должна заботиться не о внешней красоте, а о внутренней. Не о тленной красоте тела, а о нетленной красоте души. Да будет украшением вашим, - обращается апостол Петр к женам, - не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3-4). Главная же причина блудных грехов – наша гордость, тщеславие, осуждение ближнего. Господь будет судить нас не только за дела, но и за мысли. Целомудрие – это не только чистота тела, но и чистота целостности ума и души. Потому и говорят святые Отцы: что стыдишься делать перед людьми, о том стыдись помыслить тайно в сердце.

Вот поучительный пример. Одна игуменья воспитывала в монастыре сиротку. Девица несла клиросное послушание, а когда ей исполнилось 18 лет, умерла. Игуменья 40 дней постилась и молилась, чтобы Бог открыл ей, в каких обителях рая находится ее воспитанница. И в 40-й день она увидела, как разверзлась земля и огненные волны выбросили девицу. «Дочь моя, ты в огне, - в ужасе воскликнула игуменья, - почему ты туда попала?» «Матушка, молись за меня, - сказала девица, - я достойна этого наказания. Когда я несла послушание на клиросе, в храм приходил юноша, и я любовалась им, услаждалась и в мыслях с ним блудодействовала, а духовнику в этом не каялась. И вот теперь страдаю…»

Ангел Божий говорил Пахомию Великому: «Кто через свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни просить не можем». В Греции была война с турками. Воин Николай шел на место сражения и по дороге остановился переночевать в гостинице. Ночью дочь хозяйки гостиницы, обуреваемая плотской страстью, стала искушать его, он же рассуждал так: «Ведь я иду на войну и могу погибнуть в битве, и если я совершу тот смертный грех, как предстану перед Богом в нечистоте, какой ответ дам ему». И он не открыл дверь, заснул и увидел сон: идет битва между греками и турками, то одолевает одна сторона, то другая, жестокая битва и все поле усеяно трупами, и среди них – только одно пустое место. И слышен голос: «Ты тоже должен был погибнуть, как все эти воины, но за то, что ты сегодня ночью не послушался дьявола, одолел его, не согласился на грех – ради этого ты останешься жив». На следующий день Николай отправился в путь, пришел на место сражения, и все было точно так, как он видел во сне: шла жестокая битва, поле было усеяно убитыми воинами, и только он один поднялся среди них невредимым, и когда увидел пустое место, вспомнил сон и отблагодарил Бога… Так, если человек хранит себя от греха ради Господа, если ведет непримиримую борьбу с диаволом, если он, как доблестный воин Христов мужественно шагает по правому спасительному пути, то Господь обязательно поможет ему, сохранит его на всяком месте, на всех дорогах. Итак, мы ни на минуту не должны забывать, что Господь постоянно на нас взирает и знает все сокровенное нашего сердца: стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движения мысли, смотрит как ищешь Его, от всей ли души» (преподобный Макарий Великий). Поэтому всегда, находясь в Его присутствии, мы должны строго проверять себя, свои поступки, мысли и делать это не как рабы, страшащиеся наказания, а как любящие дети, боящиеся оскорбить и обидеть своего отца.

По книге «Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания», М., 2010 г.