ИЕРОСХИМОНАХ МИХАИЛ (ПИТКЕВИЧ), 1877-1962

II

Удивительно то, что свое великое затворническое служение людям, молитву за всех, старец совершал на фоне тяжелейших для монастыря и скорбных для любого человека событий, затронувших  его монашескую жизнь: двух войн, двух эвакуаций монастыря, многолетнего раскола в монастыре. Все, что посылал ему Господь, он всегда принимал  с благодарением. Жизнь его была бедна внешними событиями. 60 лет (из 86-и) своей жизни он прожил в монастыре, никуда не выезжая из него, служил Божественную Литургию, старясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы. Ел он вообще очень мало; если же ему приносили еду, как это бывало в Ново-Валаамской обители в Финляндии, когда он был уже весьма преклонного возраста, то обычно ее оставляли в коридоре под дверью его кельи.

В то же время старец Михаил всегда ставил во главу всей своей жизни прежде всего евангельскую любовь как основной смысл благой вести Христовой и как единственное Божественное задание любому человеку, по сути, вбирающее в себя все остальные. Именно поэтому отец Михаил порой вполне сознательно нарушал столь дорогое ему затворничество – но единственно ради служения ближним, – когда осуществлял подвиг старческого окормления, духовного водительства ко Христу своей паствы. И он поистине был для многих той евангельской свечой Божией, которую никто не покрывает… сосудом, – но чтобы все к нему входящие видели свет (Лк 8, 16) Господней любви, явленной и через него, смиренного раба Божия инока Михаила.

Неожиданно наступившая независимость Финляндии в 1917 году лишила Валаамских иноков Родины, но в то же время сохранила для них возможность продолжить - почти еще на два десятилетия – монашеское служение Господу в стенах древней обители. В 1921 году в Москве была дана автономия Финляндской Православной Церкви, однако финны перешли в Константинопольский патриархат и приняли Григорианский календарь.

В 1923 году произошел раскол в Валаамской обители, многие монашествующие отказались принимать новый стиль. Когда на Валаам приехал из Лондона греческий митрополит Германос (Стринопуло) – представитель Константинопольского Патриархата в Западной Европе, то часть монахов с духовником о. Михаилом (Поповым), в их числе был и о. Михаил (Питкевич) и с наместником о. Иоасафом во главе отказалась с ним сослужить.

Отказались потому, что по каноническим правилам за нарушение постановления Вселенского Собора о праздновании Пасхи налагается запрещение в священнослужении, причем это запрещение распространяется и на того, кто сослужит с этим нарушителем канона о Пасхе. Приехавший на Валаам митрополит Германос перед тем служил в Сердоболе вместе с архиепископом Германом, который незадолго до этого совершил Пасху по новому стилю. И, по толкованию монахов, выходило, что архиепископ Герман подверг себя запрещению в священнослужении за нарушение канона о Пасхе, а митрополит Германос – за сослужение с ним. Эти монахи отказались сослужить с ними обоими, чтобы и себя не подвергнуть тому же прещению.

Борьба монашествующих за юлианский календарь и православную Пасхалию носит не обрядовый, а  подлинно Церковный духовный характер. Это борьба за православное Предание. Отмена старого стиля и отеческой Пасхалии – это шаги на пути к антицерковной апостасии, ведущей через модернизм и экуменизм к созданию на земле церкви «лукавнующих».

Отказавшихся принять новое летосчисление, введенное в Православной Церкви Финляндии, судили, запугивали, кого сослали в дальние скиты, как духовника всей обители старца Михаила (Старшего) Попова, (отец Тимон был его ближайший ученик), кого с позором выгнали совсем с Валаама (двадцать пять человек), кого определили на дальние скиты на черные работы. Старец Михаил (Попов) умер от разрыва сердца в ссылке на Предтеченском острове. После него духовником братии стал отец Тимон (Питкевич), будущий иеросхимонах Михаил. Некоторые были даже посажены в тюрьму в Выборге – как «нарушители порядка». Кто уехал, не выдержав этой обиды в Сербию. Те, кто вернулись в Россию, были определены в концлагеря. Отца Тимона судили тоже как «ослушника» – он был во главе и убеждал других крепко держаться чистоты Православия. Уезжать он не хотел и решил терпеть все до конца в своем монастыре. «Хоть живьем закопайте, – отвечал он своим судьям – не отступлю от своих слов, от того, что мне заповедывал старец еще до поступления в монастырь. (старец заповедывал ему «хранить чистоту Православия»).

Против нарушения постановлений каких Соборов боролась братия Валаамского монастыря?

Постановления Вселенских Соборов

Седьмое апостольское правило Никейского Собора (325г)

7. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Первое правило Антиахийского Собора (341г)

Стояние за верность православным канонам старца Тимона и его содругов-иноков  утверждалось прежде всего на любви к Богу и к Его Святой Апостольской Церкви – ради собственного спасения и спасения тех, кто были вверены их духовному попечению.

Священномученик митрополит Крутицкий Петр (Полянский), местоблюститель патриаршего престола (после кончины Святейшего Патриарха Тихона), своим особым посланием полностью одобрил твердую позицию валаамцев-старостильников, благословив их не признавать любые прещения.

Епископ Ладожскоий Иннокентий, писал на Валаам: «Переход на новый стиль и особенно празднование Пасхи по новой, западно-римско-католической по происхождению Пасхалии, без суждения о сем Вселенского Собора, с одной стороны, и при наличии определенных канонических постановлений с другой стороны, есть, конечно, дело крайнего бесчиния, а в данном случае дело, выводящее дерзнувших на то из общения со всей Церковью Христовой. Поведение большинства иноков, не желающих идти на разрыв со всею Церковью Христовою, заслуживает полного одобрения.»

Митрополит Антоний (Храповицкий), глава Русской Зарубежной Церкви писал: «Советую все претерпеть: и разорение обители, и изгнание, и всякие лишения за веру…если бы пришлось терпеть самые тяжкие бедствия, то и тогда не должно отступать от Божественной веры нашей».

Самым тяжелым для монахов, которых стали называть старостильниками, т.е. оставшихся верными канонам, было то, что они лишены были храма и богослужения… Тут-то и оказались необходимыми те Запасные Дары, что отец Тимон заготавливал в течение нескольких лет, ежедневно служа Божественную Литургию!

Пришел к о. Тимону иеромонах Исавр: «Как быть, говорит, что делать? Не можем же мы быть без приобщения Святых Таин? Хоть бы Запасные Дары были, чтобы хоть изредка причаститься!» «Приходите хоть все, весь монастырь, всем хватит!» – ответил отец Тимон.

Отец Тимон при помощи некоторых мирян в период раскола сносился (для духовной поддержки) с Афонскими старцами, но как и почему он задолго до раскола заготовил десять тысяч частиц для причастия, это поистине великое чудо, Божие откровение!

Высланный Монах Феоктист Мореичев 14.12.37 был расстрелян по приговору тройки НКВД. Прославленными Церковью исповедниками стали высланные иеромонах Арефа (Митренин) и Патрикий (Петров), арестованные на Валаамском подворье, а также еще один Валаамский инок – преподобномученик Таврион (Толоконцев). Все трое включены в Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Последние дни перед разорением обители

В 1939 году с началом русско-финской войны монастырь был эвакуирован в глубь Финляндии. Надежда на воссоединение Валаамского монашества с Русской Православной Церковью появилась после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, когда иноки Нового Валаама  принесли в 1945 году покаяние перед Русской Церковью, выразившееся в составлении ими особого Акта воссоединения братии Валаамского монастыря в Финляндии с Московской Патриархией, подписанного игуменом и всеми 127 иноками. В этом документе сказано: «Исповедуем невольный грех, что, живя на территории Финского государства, не имея правильного представления о положении Церковного Управления в России, не смогли сохранить каноническую верность нашей Матери Церкви Российской и, следуя за своими архипастырями, отошли от нее и тем оказались невольными нарушителями церковного мира в самой Финской Православной Церкви и отщепенцами от Матери Русской Церкви.» С 1945 по 1957 года Валаамский монастырь находился в ведении Русской Православной Церкви. Этот послевоенный период ознаменовался для о.Тимона великим событием: он сподобился принятия схимы (в 1947 или 1948 году) с именем Михаила (Архангела).

После принятия схимы о. Михаил совсем никуда не выходил, даже в храм, совершая у себя каждый день Литургию. Хотел он совершенно уйти в затвор и никого не принимать больше. Но, – говорил, – как только хочу от вас от всех отказаться – вижу вокруг себя множество бесов. Верно, за ваши молитвы Господь хранит еще меня, – смиренно заключал о. Михаил.