О врагах Христа и Божией Матери

10 октября - память преподобномучеников Зографских, от латинян убиенных

Связана это событие с тем, что в 1274 году на Соборе в Лионе Византийский император Михаил VIII Палеолог из политических соображений пошел на предательство православной веры и, дабы укрепить свою близкую к падению державу за счет союза с католическим Римом, принял унию. Этот шаг вызвал всеобщее недовольство в стране, и император в 1278 году издал указ вводить унию в Византии насильственными мерами. Святая Афонская Гора твердо противостояла унии. Афонские иноки отправили послание к Михаилу, в котором основательно доказывали, что главенство папы, поминание его в церквах, совершение Евхаристии на опресноках, прибавление к Символу веры "и от Сына" не могут быть приняты православными, и призывали императора одуматься. "Мы ясно видим, - говорилось в послании, - что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки". Крестоносцы, изгнанные из Палестины и нашедшие приют в Романии, заявили императору о своей готовности огнем и мечом утверждать власть папы. Приняв это предложение, Михаил нанял еще турок и татар и отправил войска к ненавистному для него Афону.

Латиняне пошли в Иверскую Лавру и просили находящихся в ней иноков соединиться с ними. Но иноки этой обители не согласились и, обличив нечестивцев, предали их проклятию, по слову апостола, за нововведения. Беззаконные же, услышав это, пришли в ярость, вывели всех с бесчестием из обители и, посадив старейших на монастырский корабль, вместе с ним потопили их. Так эти блаженные иноки за неповиновение беззаконникам приняли венец исповедания и мученичества. Более же молодых иноков, родом иверян (то есть грузин), вместе с монастырским имуществом они, достойные Иудовой участи и подобные ему нравом, отослали в плен в Италию, где сняли с них иноческую одежду и продали иудеям.

Уйдя из Иверской Лавры, латиняне пришли к Ватопедской обители. В ней они нашли только больных и престарелых, которые, будучи спрошены о прочих иноках, отвечали: «В дебрях и чащах укрываются, чтобы сохранить веру и не оскверниться с богомерзкими». Умертвив этих святых исповедников, латиняне тотчас устремились в окрестности монастыря и, найдя настоятеля и остальных иноков, ласково убеждали сделаться единомысленными с ними. Но настоятель сказал им: «Лучше Христу угодить, чем антихристу». Они же спросили: «Разве мы не Христовы, а антихристовы?» Святой отвечал: «Да, потому что всякий, сопротивляющийся Евангелию Христову, есть антихрист, и ныне он-то и помогает вам. Какое может быть отношение света к тьме? Вовек мы не присоединимся к ней». Духоборцы, слыша все это, затыкали свои уши и не только не убедились в истине православной веры, но даже подняли свои беззаконные руки на хранителей закона и повесили всех их на том месте, где нашли. С тех пор и поныне это место называется «Фурковуни», то есть Виселичная гора.

Затем латиняне перешли на другую сторону Горы и достигли обители святого великомученика Георгия, именуемой Зограф. Иноки этой обители были наставляемы в это время преподобнейшим игуменом Фомой, который несколькими днями раньше узнал как о нашествии на Святую Гору мерзких еретиков, так и о происходящих из-за этого несчастиях из следующего чудесного происшествия. Один добродетельный старец жил в винограднике вышеназванной обители на расстоянии получаса ходу от нее, по направлению к юго-западу. Этот старец имел у себя для келейных молитв икону Пресвятой Богородицы, пред которой, совершая ежедневное каждение, читал акафист (называемый греками «херетизмы», отчего и место это называется «Херово»). И вот, когда богомерзкие римляне напали на Святую Гору со злодейской целью и уже сошли с кораблей на берег, этот богоугодный старец, стоя на обычной молитве перед иконой Пресвятой Богородицы и произнося: «Радуйся», — услышал от святой иконы следующее: «Радуйся и ты, старче! Поскорее беги отсюда, чтобы не постигло тебя несчастье. Возвести братьям обители, чтобы заперлись, потому что богопротивные римляне напали на это, Мной избранное место и уже находятся близко». Старец же, упав перед иконой Богоматери на землю, сказал Ей: «Как я могу, Владычица, оставить здесь Тебя, мою Заступницу?» На это голос от иконы отвечал ему: «Не заботься обо Мне, но иди поскорей». Когда он пошел к монастырю возвестить слышанное, тотчас неисповедимой силой и неизвестным образом святая икона двинулась со своего места и, обогнав старца, раньше его пришла в монастырь, и остановилась над монастырскими воротами. Старец, придя в монастырь и увидев святую икону, ужаснулся и рассказал всем о бывшем ему откровении. Иноки, увидев икону Пресвятой Богородицы и услышав о таком преславном чуде, прославили Бога и Его Пресвятую Матерь.

Игумен, узнав из этого откровения об ожидающем их несчастии, начал учить своих иноков, чтобы они были тверды и не боялись. Он говорил: «Отцы и братья! Которые Духом Божиим водятся, те сыны Божии. Поскольку вы не приняли духа рабства из-за боязни, а приняли Духа сыноположения. Если мы чада, то и наследники, наследники Бога, сонаследники Христа; если за Него пострадаем, то и прославимся с Ним, ибо уповаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с той славой, которая откроется в нас. Это же, согласно с апостолом, и я говорю вам: которые из вас неустрашимы и готовы к мученичеству, те пусть остаются со мной в обители. Те же из вас, которые боятся мучения, пусть возьмут церковные сосуды и удалятся с ними, пока не пройдет гнев еретиков, чтобы не впасть в грех хулы через отречение от своей веры». Итак, те, которые боялись мук, скрылись в дебрях, пещерах и ущельях гор. Святой же игумен с прочими иноками вошел в пирг не из боязни, но чтобы воспользоваться временем для обличения беззаконной ереси. Мучители, окружив со всех сторон обитель, стали кричать находящимся в пирге: «Отворите нам, отворите!» Но преподобный сказал им: «Мы не знаем вас — откуда вы». Мучители ответили: «Мы — Христовы рабы и пришли обратить соблазненных на путь истинный». Святой же опять сказал: «Отступите от нас, делающие беззакония, потому что апостол говорит: Если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1:8). Преподобные же ответили следующее: «Мы хотим найти истину и не обращаем внимания на ваши соблазны и безумие, поскольку не боимся и не страшимся ваших угроз, потому что написано, что бояться нужно одного Бога, а человека нечего страшиться, и смело говорим, что никого нет против нас, если с нами Бог, Который праведен и правду возлюбил».

Укрепляемые Господом, они знали, что настал их час принять мученические венцы. Льстивые слова и уловки латинян и их греческих союзников, пытавшихся убедить братий принять ложную унию, не возымели никакого действия. Святые оставались неколебимыми в исповедании Христа – единого Главы Церкви. Воссылая Ему хвалу, они погибли в башне, подожженной воинами. Вот имена этих мучеников: игумен Фома, монахи Варсонофий, Кирилл, Михаил, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина. Святые мученики за веру Православную были заживо сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года.

Из них первый, то есть Фома, был, как сказано выше, игуменом и вел, главным образом, спор с богомерзкими латинянами. Последний же, то есть Парфений — экклессиархом, который был снесен огненным пламенем с башни на землю и умер не сразу, а прожив еще тридцать дней и рассказав обо всем происшедшем братьям, скрывшимся на время и теперь возвратившимся. Он предал душу свою в руки Божии 10 ноября, получив венец мученический с братьями, пострадавшими прежде.

В монастыре же Ксиропотам, принявшем унию, во время литургии потряслась земля и то место, где стояли недостойные, так что стены монастырские с находящимися в них зданиями распались, подобно иерихонским стенам. Жертвой этого землетрясения были многие из латинян, которые были убиты павшими стенами. Из оставшихся же в живых одни, видя такое знаменательное чудо, со страхом и стыдом удалились на свои суда, а другие покаялись, остались в горах и сделались хорошими иноками. Вместе с тем прекратилось чудо в честь и славу сорока мучеников, бывшее прежде в этой обители: каждый год в день празднования 40 мучеников возле жертвенника в алтаре само вырастало растение «губа» с сорока яблоками на нем. Все больные исцелились, вкушая от этого растения, однако в наказание чудо иссякло.

Несмотря на все старания императора Михаила, Рим не доверял ему, ибо и там хорошо знали его двуличность и неискренность. Папы предъявляли ему требования за требованиями с целью совершенного подчинения себе Восточного Православия. Желая убедить папских посланцев в своей приверженности к Римской Церкви, Михаил показывал им заключенных в темницу за твердость в Православии своих родственников: Андроника и Иоанна Палеологов, Мануила и Исаака Раулей. Последних он даже ослепил вместе с другими подвижниками благочестия. Жестокость Михаила усиливалась подозрением, что все противники унии готовы покуситься на низложение его с престола, на который он восшел через преступление. Но все его старания и зверства были напрасны: он ни в чем не преуспел. Во время похода против Иоанна Дуки, князя Епирского, в лагере возле города Веррии Михаил заболел и умер (в декабре 1282 года), не присоединенный к Церкви Западной и отлученный от Церкви Восточной. За его жестокости общее негодование и отвращение были так велики, что находившийся при нем сын его Андроник не посмел совершить над ним царского погребения, а велел ночью похоронить его. А вдовствующая царица Феодора принуждена была обнародовать исповедание, в котором обещала перед Церковью никогда не поминать усопшего супруга своего Михаила. Так бесславно закончились старания императора Михаила Палеолога