Архимандрит Авель (Македонов) - I

Святогорец, наместник Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря, мудрый духовник и наставник, архимандрит Авель был одним из тех светочей веры, благодаря которым традиции подвижничества сохранялись и преумножались.

Архимандрит Авель однажды сказал: «Я считаю себя самым счастливым человеком, потому что родился на Рязанской земле». Старец Авель родился 21 июня 1927 года в селе Никуличи, в семье крестьян. Когда мать его, Феодосия была беременна, приснился ей благообразный старец, подал он матери рулон черной материи, ножницы и сказал: «Это для твоего сына, который родится». Мать не поняла значения этого сна. Подумала, что ее сын будет портным. А на самом деле рулон черной ткани означал его монашеское служение, а ножницы – что он будет совершать постриги в монахи благочестивых христиан. При крещении младенца назвали Николаем. Родители его жили благочестиво, ходили молиться в Тихвинскую церковь. Отец Авель вспоминал: «Нам в школе говорили, что помещики – это жестокие эксплуататоры, что ничего хорошего они людям не принесли. Но я не верил. Крестьяне села Никуличи сохранили о помещиках села, Кублицких, самые хорошие воспоминания. Помещики построили в селе церковь. Жители часто передавали в церковь записки об их упокоении. А ведь после революции к тому времени прошло уже около тридцати лет…» Школа, в которую ходил Коля Македонов, являлась бывшей помещичьей усадьбой. Дочь помещиков лично хлопотала о передаче ее под школу. Однако в то время школы являлись рассадниками безбожия… Когда Колю принимали в пионеры, он сдал свой галстук, так как не разрешалось ходить в галстуке и с нательным крестом. В 1936 году, в разгар гонений на Церковь, это было исповедническим поступком. Тогда его хотели исключить из школы, но за него вступилась учительница: «Если такого ученика изгонят из школы, то я и сама уйду вместе с ним».

Ещё с детства архимандрит Авель имел такую веру в Бога, что потом часто говорил: «Просите у Бога не злата и серебра, а полезного для ваших душ, то, что нельзя купить ни за злато, ни за серебро. Просите то, что спасительно для души, и Господь даст вам все. Даст и то, что необходимо для вашей повседневной жизни, даст с избытком. Как говорится в Евангелии, коль Господь полевую лилию одевает в царские одежды, так неужели Он своих чад оставит нагими?» Такова была его живая вера в Божие попечение о человеке. Вера, которую не поколебала безбожная школа и которую он видел в своих родителях.

С ранних лет отец Авель был иподьяконом у архиепископа Димитрия (Градусова). Владыка был высокой духовной жизни человек, прозорливец. Когда в юности отцу Авелю принесли повестку в военкомат, он в этот день задержался в храме, чтобы помочь облачить архиерея к службе. Взял владыка его прислуживать. А ведь ему в военкомат надо. Стоит как на иголках. Решил уходить, стал орарь снимать, а владыка говорит: «Останься, дослужи, ничего не случится». Да так тихо, уверенно сказал, что тот никуда не пошел. Остался и прослужил всю литургию. А когда пошел в военкомат, оказалось, что там выходной. Повестку на этот день выслали по ошибке.

В 1943-1944 гг Коля Македонов лишился родителей. Сначала умерла мама, потом отец. Он остался в семье старшим, в шестнадцать лет. У него на руках оставались два брата и две сестры. Как вспоминает отец Авель: «Я возложил все упование на Бога и на Пречистую Его Матерь. В воскресенье пошел в храм. Никому не стал говорить, что у меня умер отец, - ни священникам, ни товарищам. Тогда шла страшная война и почти у каждого было свое горе. Скрепил сердце и думаю: «Господи, на все воля Твоя, без Тебя ничему невозможно произойти, что происходит. Я склоняюсь перед волей Твоей». Пришел в Скорбященскую церковь, облачился. Стали владыку встречать. Хор поет, я стал владыке Димитрию омофор застегивать. А он наклонился, вроде как на омофор смотрит, а сам взял меня за подбородок и, глядя в глаза, сказал: «Что же ты, ангел мой, не говоришь, что твоего папочку вчера вечером Господь к себе взял?» Вот какой прозорливый был владыка Димитрий! У меня слезы из глаз так и покатились. А он говорит: «Ты не плачь, Коленька, ведь у кого нет ни отца, ни матери, тому Сам Бог заменяет отца, а Богородица заменяет мать. Раз Господь взял у тебя родителей, Он тебе их и заменит. Ни ты, ни твои братья и сестры оставлены не будут».»

К отцу Авелю владыка Димитрий относился как к родному сыну. По-человечески заботился о нем. Рассказывал отец Авель: «Однажды у меня сильно разболелась голова, так, что через силу я пришел в церковь ко всенощной. Служил владыка Димитрий. Стал я его облачать, а он вдруг снял с себя скуфью бархатную и надел на меня. Ну, думаю, шутит владыка. Хотел снять с себя эту скуфью, а он говорит: «Не надо, не снимай, постой в ней немного». Так, в скуфеечке, я его и облачил. А после владыка спросил: «Ну как, мой ангел, головка-то у тебя прошла?» и тут я почувствовал, что голова у меня действительно не болит. Вот какой благодатный старец!» Владыка Димитрий (в миру Владимир Валерианович Градусов) действительно являлся незаурядной личностью. Родился в Ярославле, в благочестивой дворянской семье. Имел юридическое образование, обладал литературными и музыкальными способностями. Писал стихи, сочинял музыку. Большевики жестоко пытали владыку, переломали ему ноги. До конца жизни владыка Димитрий ходил с палочкой, согнувшись. Потому сравнил его архимандрит Авель с батюшкой Серафимом Саровским. Владыка оказал решающее влияние на жизнь Николая Македонова, формирование его как православного христианина, а впоследствии и монаха. Про владыку отец Авель говорил: «Потомственный дворянин, юрист, он являлся для меня примером любви к Богу, любви к людям и к своему Отечеству». Во время Великой Отечественной войны, владыка пламенно молился Богу о даровании российскому воинству победы. Владыка благословлял и напутствовал солдат, приходивших в храм перед отправлением на фронт. В ту страшную войну по молитвам верующих и благодаря заступничеству святителя Василия Рязанского город Рязань был чудесным образом спасен от захвата фашистскими войсками. Это произошло в 1941 году. Немцы захватили Михайлов и продвинулись до Захарова. Их передовые части находились всего в сорока километрах от Рязани. В городе объявили эвакуацию. Узнав об этом, верующие собрались в Скорбященском храме на молитву о спасении града и отечества от нашествия иноплеменников. Одна женщина вбежала взволнованная в храм и закричала: «Православные! Мне было видение: святитель Василий сказал, что наш город будет спасен от фашистов!» - и со слезами припала к его иконе. Не все верующие поверили этому. Однако фашисты действительно не смогли захватить город, несмотря на то, что одна из наших частей уже готовилась к отступлению. Один солдат рассказал, как он стал свидетелем заступничества святителя Василия Рязанского: «Когда немцы бомбили кремль, не могли не попасть в собор – самый видимый из всех объектов. Однако, к удивлению охранников, не попадали. Тогда кто-то из них заметил, что по валу Рязанского кремля ходит странный старик. Пытались его поймать – не получается. Таинственным образом он исчезал. Но вечером появлялся вновь и благословлял руками город Рязань. А избавление всей Рязанской земли от фашистских полчищ тогда предсказала жившая в селе Захарово Михайловского района блаженная старица Пелагея. Архимандрит Авель ее очень почитал. «Великая она была, великая!» - так отзывался он об этой праведнице. Пелагея и саму войну предсказала задолго до ее начала, и захват фашистами Михайлова и Захарова. «В Захарове они пробудут недолго, - говорила она, - а потом погонят их наши войска с Михайловской земли». Так и случилось. Знаменитое контрнаступление под Москвой началось с освобождения города Михайлова. А первый удар по фашистским войскам был нанесен у деревни Поярково, в которой родилась и выросла старица Пелагея.

Оставшись рано сиротой, будущий старец устроился работать в колхозе пчеловодом. Он жалел о том, что не мог учиться дальше. А владыка Димитрий говорил: «Ничего, Коленька, к тебе самому со всей России уму-разуму научаться будут приезжать». Прозорливый архипастырь оказался прав. Впоследствии со всей России приезжали в Иоанно-Богословский монастырь к архимандриту Авелю за духовным советом и наставлением. Хотя его образование как было, так и оставалось – всего семь классов школы. А отцу Авелю, даже после слов владыки Димитрия, очень хотелось учиться. И когда такая возможность появилась, они при встрече с Пелагеей Захаровской, или, как ее называли в народе, Полюшкой, сказал ей о своем желании поступить в семинарию. Блаженная ничего не знала о мнении архиепископа Димитрия на этот счет, но сказала отцу Авелю поразительные слова: «Что Бог сказал тебе через старца, то и я скажу – нет благословения». Эти слова стали для отца Авеля Божьим откровением. Полюшка Рязанская была неказистой на вид, маленькой, слепой. «Лицо как печеное яблоко, - говорил архимандрит Авель, - но в то же время какое-то светящееся. По ее простоте Господь ей многие дары дал. Была слепой, а Псалтирь знала наизусть. Все двадцать кафизм. Знала также акафисты святителю Николаю и преподобному Серафиму Саровскому. Не имея телесного зрения духовными очами она видела будущее людей, могла дать необходимый совет, предостеречь от опасности и молитвами ко Господу излечивать болезни». Однажды отец Авель рассказал о своей немощи во время молитвы епископу Димитрию. «Раньше мне было приятно молиться, а сейчас молюсь холодно, шаблонно». «Послушай, - ответил владыка, - ты же в деревне родился. Когда овца домой не желает идти, хозяин что делает?» «Прикармливает ее». «Так и Господь тебя сперва прикормил, дал вкусить сладости духовной , а потом отнял Ищи ее сам, трудись».

По книге «Было много чудес». Рязань, 2013 г.