Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - XV

Однажды к старцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: «Почему уходят молодые из этой жизни?» «В одной деревне у одной верующей женщины единственный сын погиб, и Богу она пожаловалась: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня здесь никого верующего не было. Ты же отнял у меня сына, - почему ты забрал его?» В тот же вечер эта женщина видела явление: ангелы отвели ее к Господу и представили ее жалобу. Послышался голос Господа, спросил у женщины, чего она просит. «Верни мне сына», - ответила женщина. «Хочешь увидеть своего сына?» - спросил Господь. «Мать я, и хочу видеть!» - расплакалась женщина. «Покажите ее сына», - приказал Господь. Вывели ей сына, и обрадовалась мать. «Теперь чего просишь?» - спросил Господь. «Почему забрал?» - упрекнула женщина. Приказал Господь ангелам: «Покажите этой женщине, что совершил бы ее сын, если бы Я не забрал его». Мгновенно, как на экране, увидела женщина совершенные ее сыном страшные грехи, своего сына же – в пламени адском. «Возвратите в Царство Небесное!» - расплакалась тогда мать. Приказал Господь, и вернули ее сына в Царство Небесное. Тогда Господь сказал: «За твою доброту и любовь забрал Я твоего сына, со Мною рядом он. Неужели думаешь, что не знаю, кого когда надо забрать?» Когда человек преставится, скажите мне, в чем здесь западня зла? Жизнь человека ведь в Божьих руках».

Старец помогал и тем, кто находился вдалеке от него. Некоторым – в сонных видениях, некоторым же наяву появлялся и так помогал. Молодая женщина из-за отсутствия квартиры у входа на одно кладбище в заброшенной комнате жила. Однажды ночью пришли разбойники и сломали дверь. Испуганная женщина позвала старца Гавриила на помощь. Откуда-то появился отец Гавриил с палкой в руках, замахнулся палкой на разбойников. Испуганные разбойники убежали, старец же вновь исчез.

«Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» - учит Святое Писание. (1 Кор. 1, 25) Апостол Павел же прямо призывает: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3, 18-19). Да и сам старец Гавриил часто повторял: «Сначала глупцом надо быть, чтобы потом мудрым стать!» Действия святых юродивых отцов часто сокрыты от глаз людских. Многим, кто не отличает поступки юродивого от помутнения рассудка, всё кажется странным. В житии святого Андрея юродивого читаем, как демон хвастает гонениями святого и их оскорблениями: «…ибо это есть наше утешение, полезное нам, ибо кто его бьет и пытает, душу свою поганит, исполняя волю нашу и помогают нам». Слыша эти слова, святой отвечает им: «Не приписывайте этого себе, ибо я молю Господа, чтобы мучающих меня не признал грешными». Юродивость старца Гавриила не была ни безумием, ни помутнением рассудка, а была светом во тьме, уличением зла и проповеданием истины в мрачные годы атеизма, когда он с возложенной на голову медной диадемой, в истрепанной одежде проходил по проспекту Руставели и проповедовал: «Христианская вера преследуется… Святость ущемляется… В метехском храме концерты проводятся!... Предупреждаю, Божий гнев не поразил бы ваши головы!»

Когда его спросили: «Ты юродивый?» - «Юродивый!» - тотчас же ответил старец. Настолько неожиданным оказался ответ старца, что тот еще больше растерялся и в дальнейшем часто повторял: я правда не понял, кто это. Никто не поймет, как страдал он, иногда напевал: «Жалко мне тебя, жалею тебя, мой дорогой пацанджан!» За этой песенкой была вся его тяжелая жизнь, полная унижений и оскорблений, но странными действиями все это покрывалось, делало незаметным для посторонних глаз. Говорил он обычно: «Один Бог знает, кто такой Гавриил. Если даже сто лет будете смотреть на меня, все равно не поймете, кто я. Гавриилу молитва не нужна, Гавриил говорит, и исполняется!» Его пророческие слова настолько неожиданны и непознаваемы были, что их истинный смысл только после исполнения раскрывался.

Однажды старец Гавриил вышел из храма. Когда несколько метров отошли от храма, внезапно повернулся назад и начал плевать в сторону храма, потом пошел мимо ресторана. Он перекрестился. Часто делал это, никто не понимал, почему. Один из паствы не выдержал, спросил: «Отец Гавриил, пожалуйста, объясните, почему так делаете: когда приближаетесь к храму – плюетесь, ресторан пройдете – креститесь и молитесь?» «Поскольку от сердца спрашиваешь, скажу, но это мое дело… объясню… Вокруг церкви в три ряда бесы стоят и не хотят, чтобы люди туда вошли. Когда выхожу из храма и немного отойду, вижу их и плююсь. Когда же мимо ресторана прохожу, вижу, как плачут святые ангелы над кутежом людей, и я со святыми ангелами молюсь, чтобы перестали кутить и пошли в храм. Храм ведь как небо! Чтобы я прошел мимо храма и не вошел в него? Если пройдешь мимо церкви и перекрестишься, это означает сказать – здравствуй, Бог, и пройти мимо. Нечистые же радуются, когда мимо храма проходят. Поэтому это кольцо нужно прорвать, хотя бы до дверей пойти и там перекреститься. Если пройдешь мимо храма и нет у тебя времени, перекрестись для того, чтобы попросить прощения у Господа за то, что не смог войти в храм».

Иногда старец Гавриил оставлял свою келью и выходил на тбилисские улицы, чтобы найти там сбившиеся с пути души и исцелить их от извращения. Был такой случай. Молниеносно прорвав кольцо людей, подбежал к плавно шедшей, избалованной скрытыми взорами юношей почти обнаженной молодой девушке и как следует шлепнул ее сзади! Девушка растерялась, смутилась от неожиданности и боли, быстро повернулась и вздрогнула: увидела перед собой опустившегося на колени старца с протянутыми к ней руками: «О подобие Пресвятой Богородицы, на кого ты стала похожа!» - рыдал он горько. У девушки покатились слезы из глаз, с болью сказанные слова старца Гавриила разбудили в ней раскаяние.

Одному человеку, который говорил, как велик и свят отец, отец Гавриил сказал: «Как ты думаешь, кто я? Какой я тебе святой! Когда человека в лицо начинаешь хвалить – ты враг его!» Деятельность старца Гавриила была скрыта его словами. Редко кто мог бы догадаться, что он скажет и чего не скажет, в дни Великого поста, перед Пасхой, вышел отец Гавриил из кельи, стал посреди двора и громко заявил: «Кто не съест мяса и не выпьет вина, тот не будет спасен!» Отец Гавриил этими словами указывал на Святое Причастие. На праздник же Пасхи с ощущением большой любви громко говорил: «Христос воскрес! Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимсья в онь!» (Пс. 117, 24) – так громко, с таким с чувством говорил это, наверное, никто другой не сказал бы с такой любовью.

Скорбных отец Гавриил утешал так: «Не плачь, сестра, Господь так близок к тебе, так близок, ближе, чем воздух». У старца было распятие, у ног которого стояла картинка льва с открытой пастью. Старец объяснял: «Правдивый человек перед Христом как лев с открытой пастью стоит. Он не боится Бога, потому что знает, что прав. Бог любит такого человека, и он брат Христу, на него Господь смотрит как на равного и правдивого. Сначала есть рабы Господни, потом чада Господни и братья Господни».

Афонские монахи звали старца к себе: «Поехали с нами на Афон, место такого великого старца именно там». «Я на своем Афоне! Мою Грузию на Афон не променяю!» - ответил отец Гавриил. Один священнослужитель во Мцхета начал унывать по поводу безнадежной ситуации в стране. Старец Гавриил посмотрел ему в глаза и строгим тоном обратился: «Как ты мог так подумать! Неужели Царица Небесная оставит уделоизбранную свою Иверию?»

Каждый, кто приходил к старцу Гавриилу, духовно преображался. Его учения и наставления духовно возвышало их. Однажды его спросили: «Как странно, что пришедшие к тебе люди меняются духовно, что за сила действует, почему так происходит?» Старец Гавриил ответил: «Господь дал мне способность, сын мой, вынести из разума человека плохое, а то, что нужно для Царства небесного, внести. Как можно тут сказать пришедшему, что с тобой произойдет тот-то и тот-то или то-то и то-то знаю о тебе? Я знаю от Господа, что с кем произойдет, но сказать? Может, не выдержит и погибнет? Я могу сказать человеку – испытание ожидает тебя. Предупредить, укрепить. На то силу дал мне Бог, чтобы из опасности вывести человека. Почему не может иметь верующий Господом дарованную способность предвидения, но и как сказать ведь тоже имеет значение! Бывшие в святости, когда приходила им грешная мысль, тотчас же боролись с ней и изгоняли. Апостол Павел же на тридцатой ступени был. Его святое сознание, когда случалось бороться, злые мысли отражало и не принимало; Иоанн Богослов своими заслугами достиг того, что его не касались. Божьей Матери же вообще не приходило на ум недоброе».

Духовные чада, которые бывали у отца Гавриила, удивлялись, почему не убавлялась еда на столе – фасоль, лук, вино – после того как несколько человек не раз поели у старца в гостях. Отец Гавриил сказал с улыбкой: «Это благословенная Богом благодать, которую Бог допустил ради любви». Позднее им стало понятно, как смог Иисус Христос накормить пятью хлебами пять тысяч человек. Отец Гавриил с детства был доверенным Бога и у него же просил питание для души и тела. Ведь и Святое Писание учит этому: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». (Пс. 36, 25)

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)»