Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - XII

Старец Гавриил сам давал великий пример самоотверженности близкому, постоянно говорил: «Ваша жизнь – моя жизнь». Любовь старца Гавриила к ближнему была с удивительной нежностью смешана с чувством благодарности. Одному монаху после молитвы старец подошел и с досадой сказал: «Не думаешь ли, что ты хороший? Травой надо быть, чтоб топтали тебя!» Затем опять приласкал и продолжил притчей: «Был один монах, был у него один послушник. Пришел к нему этот послушник и сказал: «Пал я, отец!» - «Встань», - ответил монах. Опять пришел послушник и сказал: «Опять пал, отец». – «Опять встань», - услышал в ответ. В третий раз опять пришел с плачем и опять говорит монаху то же самое: «Опять пал, отец, - и до каких пор это будет продолжаться?» Монах же объяснил ему, что до тех пор, покуда твердо не овладеешь добром. Такова монашеская жизнь!»

Старец Гавриил не только людей, но и животных жалел. Когда зимой начинались морозы, он заботился о животных и птицах и кормил их. Однажды вышедшие из храма со службы прихожане кинули камень в собаку. Старец Гавриил возмутился и с сожалением сказал: «Лучше бы не было их на службе!» Если кто-нибудь без причины повреждал хотя бы один стебель на траве, строго предупреждал: «Ты дал жизнь этой траве? Можешь ее создать? Если не нужно тебе, что ты портишь даренное Господом?»

Когда старец сломал ногу, его лечил известный лекарь, но когда старца спросили о здоровье, он ответил: «Очень подошли лекарства, но лекарь знаешь, когда проиграл? Когда сказал, что через неделю поставит на ноги. Если бы он вылечил меня и поставил на ноги, то где же тогда Бог?!»

Отец Гавриил хотел всегда быть полезным всем, кто приходил за помощью и радовался как ребенок, когда его слушались. Старец также предупреждал: «Если ты сам не прошел то испытание, которому другого научить должен, как ты можешь лечить близкого? Лекарь, вылечи себя самого, только умный учится на чужих ошибках, дурак же на своих. Знание без опыта – «богословие» лукавого.

Наставления отца Гавриила учили людей преданности и самопожертвованию ради ближнего, чтобы они беззаветно оказывали помощь страждущему. «А ну-ка скажи, что значит самопожертвование ради ближнего», - спрашивал прихожан старец. «Это когда преградишь путь пуле, направленной на ближнего», - был ответ прихожан. «Я лучше скажу. Плохо твоему ближнему, болен он, нужно лекарство, далеко это, - отнесешь?» «Да, отец Гавриил». «А если дремучий лес, пройдешь?» «Да, отец Гавриил?» «А если холод и мороз, выдержишь?» «Да, отец Гавриил». «А если в лесу волки и могут съесть тебя, не боишься?» «Не испугаюсь!» После краткого молчания согласился: «Вот это и есть настоящая преданность ближнему». Старец Гавриил очень ценил способность сочувствия. Он и сам мог взвалить на себя чужую боль, но когда замечал в другом эту способность, был безгранично благодарен. Одна из близких к отцу Гавриилу вспоминает, какой любовью отвечал старец за сочувствие. Однажды отец Гавриил сказал одной из близких духовных дочерей: «Немного отдохну, ты там посиди, посмотри иконы». «Вскоре послышались его стоны, нога болела. Очень жалко стало его, и подумала: «Господи, только Тебе известна тяжесть его судьбы, - а тут еще и перелом ноги! Прошу Тебя, помилуй его, если хочешь на меня возложи его боль». В это время послышался голос отца Гавриила: «Большое спасибо за мое помилование!» «Ты слышал, отец Гавриил?» - он опять закрыл глаза. Я опять взглянула на икону Господа и попросила: «Умоляю, Господи, если не вмещу всей его боли, хотя бы часть взвали на меня!» - Опять послышался голос отца Гавриила: «Дважды спасибо за помилование». «Опять услышал? Ты же спал!» «Я никогда не сплю!» - ответил старец. Для старца Гавриила преданность Господу измерялась не только жертвой, но постоянной готовностью пожертвовать собой для любого человека. Когда кто-нибудь начинал жаловаться про свою беду, в ту же минуту напоминал ему о Божественной жертве: «Что же должен сказать Христос, невинного и праведного человека распяли!»
Этим он давал знать, какими ничтожным кажутся земные заботы по сравнению с великой миссией, называемой следованием за Господом по пути истины, то есть борьбы за добро и справедливость».

Спросил старец у одного: «Как поступишь, если на дороге Христа встретишь?» Растерянный невольно ответил вопросом: «Ты что бы сделал, отец Гавриил?» «Я бы рядом с Христом как собака начал лаять и прыгать. Я же Его собака и лаю, хотя и собака лучше меня – она безгрешная, я же – большой грешник!» «Если бы ты увидела Христа своими глазами, что бы сделала?» - спросил отец Гавриил однажды у одной женщины. «Я такая грешница, что не посмела бы подойти, и когда Спаситель уйдет, очень огорчусь, что не подошла к нему», - ответила она. После небольшой паузы старец ответил: «Он бы тебя Сам позвал».

Когда старцу предложили собственную дачу для отдыха, твердо отказался: «Эта мысль от нечистого идет! Как Иона в животе кита три дня пребывал, Шио Мгвимели – 15 лет в пещере, так и я из этой кельи не должен выходить. В Шиомгвиме сейчас большой монастырь, а здесь что будет в будущем – Господь знает!

Отец Гавриил одному из прихожан заметил: «Ты в этот мир от Господа священником явлен». Вскоре пророчество сбылось, и человек этот принял священный сан.

Отец Гавриил постоянно старался силой своей молитвы удручить нечестивого, вторгавшегося в нашу жизнь множеством средств своей машины, и вызволить человека из его когтей. Он говорил: «Колдовство и гадание на кофе так связаны между собой, как хлеб и тесто». Постоянно старец проповедовал силу молитвы, что это было единственное сильное оружие в руках доброверующих христиан: «Что вы думаете, разве злом или колдовством считается только когда мулла заговоры читает, зло может прийти и с обычным пришедшим, даже с доброжелательным, поэтому всегда прочитай молитву встречи - «Господи Боже мой, спаси нас от злых помышлений и устрой встречу с миром по Промыслу Своему. Аминь.» И перекрести дверь именем Святой Троицы.

Если знают или подозревают, что в доме колдовство, нужно привести священника и прочесть молитвы «от заклинаний в доме» и так благословить дом. Священник должен принести освященную воду не из церкви, а на месте же освятить немного воды и этой водой окропить дом. Просто молитва благословения дома не изгонит колдовства. Если же колдовства нет, то читаю только обычную молитву на благословение дома.

Вообще, кроме чаши Причастия, все следует осенять крестом. Когда на улице что-либо валяется, а вдруг кем-то недобрым брошено. Если увидишь, что другой перекрестил, то больше не надо. Если хочешь помочь кому-либо, чтобы у него не было препятствий, именем Троицы можешь перекрестить глазами. Когда человек психически болен или заколдован и пытается покончить с собой, Господь прощает, как одержимого бесом. Если же человек сознательно кончает с собой – идет в ад. Нельзя за них молиться, исполнение добрых дел на их имя сильно помогает душе покойника. Не случайно ведь допускается, чтобы другой на их имя подавал милостыню и сделал доброе дело. Поэтому и они могут быть вызволены из ада».

Из воспоминаний старца: «Проповедовал я Христа, когда прошла рядом молодая пара. Спорили между собой. Сердце подсказало пойти за ними, и я пошел. Дело шло до развода. Позвал я молодого человека и скал: «С тобой отдельно хочу поговорить, надо встретиться». А молодую женщину попросил: «Некоторое время не разводитесь, потерпите немножко». Встретился с этим молодым человеком в церкви, сказал ему: «Знаю, околдован ты… если поверишь мне, помогу!» Этот молодой человек послушался старца, семья помирилась, и вскоре родилось двое детей, предсказанные им. Кто сможет перечислить, скольким помог старец и излечил от нечистого. Множество людей благодарило его за спасение, а сам он благодарил и славил Христа. Если кто-нибудь пугался, успокаивал: «А для чего тогда нужен Гавриил?» Монахиню Самтавро укусила в ногу змея. Такое чувство было у нее, как будто пресмыкающееся по телу извивалось, тотчас же направилась к отцу Гавриилу за помощью. Тяжело больной старец лежал в постели. Когда узнал, что монахиню змея укусила, приподнялся с кровати, перекрестил укушенное место, святой водой побрызгал и сказал: «Не пугайся, пойди и покажи врачу». Монахиня успокоилась. Старец Гавриил попросил мать Параскеву, чтобы и она пошла с ней. В поликлинике врачи забеспокоились, так как противоядия не было у них, и только сесть предложили. Интересовались, опухнет ли нога. Они некоторое время сидели, но, поскольку никаких изменений не было, обрадованные, вернулись обратно. Сначала не поняли, почему не подействовал яд. Только через некоторое время убедились, что отец Гавриил спас монахиню от смерти.

Пришедшего за советом юношу интересовало, как следует поступить с принесенным его матерью домой заговоренным муллой и завернутым в красную тряпку предметом. Когда отец Гавриил увидел предмет, он сказал, что это была западня демона. Взял консервную банку, положил в нее тряпку, затем налил туда керосин и поджег. Тряпка немного пошипела и быстро погасла. «Видишь, что делает?» - и вновь налил керосин, перекрестил и опять поджег. Когда тряпка полностью сгорела, сказал юноше, чтобы взял банку и в реку выбросил задом наперед.

Старец призывал всех, кто искал чуда, не поддаваться соблазну, так как этим возникала большая опасность попасть в когти дьявола. Старца спросили: «Где сейчас Нострадамус, который пророчествовал своими видениями?» Он ответил: «Нострадамус сидит в камере вместе с Иудой».

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила