Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - XI

Был случай, когда старец Гавриил показал воочию большое чудо. Однажды пришел к отцу Гавриилу прихожанин, старец был нездоров, лежал и попросил мать Параскеву: «Пожарь картошку нашему ближнему». Целую сковороду картошки пожарила и подала. Поел. Через несколько часов старец Гавриил сказал: «Еще пожарь». – «Больше нет», - ответила мать Параскева. На это получила в ответ: «Как это нет? Гость приходит, а ты говоришь нет?!» – и выставил ее наружу. Затем сказал мне: «Господь пять тысяч человек накормил, а этого не сможет? Ну-ка попросим Господа, Он даст!» Вдруг отец Гавриил сказал: «Ладно, посмотри-ка кто идет». Мужчина сидел у дверей. Старец сидел по другую сторону, в углу. На секунду прихожанин выглянул, в ворота именно тогда вошли две монахини. Отец Гаврил их не мог увидеть, так как стена мешала ему. Тотчас же повернулся к старцу и сказал: «Как удивительно, отец Гавриил, правда вошли две монахини». Он же ответил: «Да? Хорошо, прав я был. Ну-ка сейчас садись и кушай». Мужчина сел и начал есть картошку. Горячая она была, и масло еще шипело. Удивительный вкус был у нее. Потом они немного поговорили. Потом прихожанин получил благословение и вышел. По дороге он вспомнил, что картошки больше не было, а во двор старец сказал посмотреть потому, что хотел перенести его внимание на другое, и чтобы он не испугался.

Старец Гавриил из-за любви к Христу терпел множество невзгод. По его же словам, пятнадцать лет сильные физические боли мучили, но никогда не жаловался, жил в большой нищете и за это тоже благодарил Господа. Никогда не заботился о внешней красоте, ходил в старом, залатанном одеянии и проповедовал людям: «Монах и монахиня в простоте, просто должны жить и это большая милость Господа. Христос простым был, по мудрости и скромности узнали Господа». Игуменье женского монастыря Самтарво за много лет до принятия монашества старец предсказал: «Знай, ты будешь матерью Грузии!» Сбылось пророчество спустя годы. Женский монастырь святой Нино, Самтавро, считается матерью монастырей Грузии, его игуменья – матерью Грузии. Тяжела и полна препятствиями монастырская жизнь. Монахи лицом к лицу сталкиваются с врагом рода человеческого и сеятелем грехов. Однажды игуменья, склоненная под этим тяжелым грузом взволнованно пожаловалась старцу: «Отец Гавриил, больше не могу, должна снять крест!» Старец остановился. По привычке обернулся к иконам, вслух помолился и через некоторое время сказал: «Имей терпение, сестра и мать, сама не снимай креста, кто снимет, тот будет отвечать. Разве патриарху не трудно? Много опасностей ожидает тебя, Бог бросит тебя в разогретую печь, чтобы научить и очистить». Она также спрашивала: «Что делать, как мне быть? Когда кому делаю замечание, не принимает. Вместо покаяния в своих грехах впадает в осуждение. Может, лучше ничего не говорить? Не обращать внимания, что хочет пусть делает. Бог же все видит». Старец ненадолго задумался, потом строго сказал: «Ты же игуменья! Прости, сестра и мать, крест архимандрита на тебе, и Бог накажет, если замечания не дашь. Обличение обязательно, это же не осуждение. Как можно не видеть плохого поступка, ты должна указать, они должны исполнять! Если не исполнят, Господь Сам спросит!» Игуменья Иерусалимского монастыря мать Георгия, посетившая Грузию и встретившаяся с отцом Гавриилом, плакала от радости и не скрывала восхищения: «У вас есть истинный старец, вы в раю!»

Скромность – залог многих добродетелей. Посредством ее подавляется целый ряд соблазнов, которые давят на человека и стараются затащить его в болото греха. Старец Гавриил своим близким и друзьям, которых называл сестрами и братьями во Христе, проповедовал достоинства скромности: «Святые отцы собрались и обсудили что более важно для человека: скромность или любовь. После большого обсуждения решили скромность. Если нет у тебя скромности к ближнему, то ничего нет». Если есть у нас скромность, то всё есть. Спаситель говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Христианская жизнь не заключается только в постах, бдениях, преклонении колен, молениях, стоянии на длительных церковных службах, мысленных молитвах, уединении, молчании, соблюдении правил – все эти достоинства по отдельности не являются христианским совершенством, а только способами и приемами его достижения. Для христианского совершенствования обязательно отрицание самого себя, скромность. Как говорят, не постился я, не молился, скромным был и к Богу пришел!

Старец Гавриил был всегда скромен и всех призывал к этому. Он не гордился, мягких подстилок для себя не употреблял, считал это ослаблением души. Имел одно состарившееся одеяло, говорил, что мягкое, и потому отбросил в угол. Во время тяжелой болезни посмотрел на мягкую постель со слезами на глазах и сказал: «В жизни не лежал на мягкой кровати, что такое отдых, не знаю. Когда говорят – уехал на отдых, не понимаю, что это, никогда не отдыхал». Единственное богатство его кельи – собранные и разукрашенные раками самого отца Гавриила иконы, лампады и подсвечник, но несмотря на такую простоту, вокруг него царила необыкновенная красота, облаченный в залатанное монашеское одеяние, старец Гавриил духовно, физически и умственно блистал Божественной благодатью.

Однажды пришедший из Светицховели монах спросил у старца, можно ли для получения информации в монастыре иметь телевизор. Тот ответил: «Сорок лет я монахом, и не заслужил, чтобы в келье один телевизор был… ну, вы знаете, как добиться этого». После этого он столько говорил о монтаже телевизионного кабеля и антенны, что у посрамленных монахов вообще пропало это желание. Во Мцхета одна из паствы отца Гавриила сказала другому человеку: «Я вообще не смотрю телевизор и не интересуюсь. Когда случайно взгляну на экран, нервничаю, не грех ли это?» «Не знаю, - ответил другой, - я часто с интересом смотрю видеофильмы». Зашли к отцу Гавриилу. Тему телевизора больше не трогали. Зато отец Гавриил ее успокоил и объяснил: «Нино, разве смотреть телевизор грех?» - потом повернулся к другому и строго сказал: «Раз телевизор смотришь, значит, ты у лукавого в сетях!»

Простоту и скромность старец Гавриил считал добродетельным плодом сознания и души. Сам послушный и смиренный, часто склоненным слушал людей, охваченных гордыней и ложным восторгом, давал возможность израсходовать с ним гордость и амбиции. Один верующий вспоминает, как оказался в плену такого греха: «Восхищенный собой и своей религиозностью, пришел однажды в Самтавро; неосознанно начал рассуждать о церковном обучении, чуть ли не сам проповедовал христианство. После этого продолжил беседу о Божьем законе. Рассказывал, что какие-то пункты нарушались в церквях. Потом перешел на пьянство. Доказывал, что опьянение недопустимо. Старец почти полчаса позволил мне говорить, сам ни одного слова не проронил. Слушал и кивал головой. Когда, наконец, я замолчал, посмотрел снизу и сказал: «Ты сейчас глубоко заплыл в океан. Там есть большие акулы, и они могут проглотить». Я понял свое грешное и глупое положение. От стыда не знал, куда скрыться».

Одна сестра была рада, что ей разрешил старец постирать ему одежду. Она целый час стирала, а он, оказывается, в это время препирался с монахинями, мол, для чего столько стирать, что так долго. Прибежали монахини: скорее, скорее, ругается. Сестра подумала: «Сейчас веревки протру и красиво повешу». Пошла к отцу Гавриилу и спросила, где повесить. «Вот сюда побросай, на перила, для чего столько возиться?» Сестра остолбенела от неожиданности, попросила дать хоть какую-нибудь тряпку, перила хоть вытереть. «Вот, здесь валяется», - и указал на тряпку в керосине. Вот таким удивительным человеком был отец Гавриил, не думал о себе, для него главным была человеческая любовь и добродетель. В его келье всегда можно было найти нужный для кого-либо предмет или продукт, но только старец Гавриил знал его истинную цель и назначение. Когда однажды спросили: «Отец, случайно нет лишней керосинки?» Он ответил: «Нет, сестра, ничего лишнего у меня нет, ничего лишнего я в келье не держу». Если хранение лишних вещей ему не нравилось, то лишних слов он еще больше избегал. Он, как и святые прошлых времен, никогда не говорил напрасных слов, и движения его также были многозначительны, и отвечал с большой любовью. Русский старец, живший в Тбилиси, схиархимандрит Виталий (Сидоренко) несколько раз бывал у старца Гавриила и впоследствии постоянно с восхищением вспоминал его: «Он очень большой старец! Слов не хватает…» Сам же отец Гавриил при беседе с посторонним об отце Виталии говорил: «Ангел он…»

Старец Гавриил, сдерживавший собственные страсти и чувства, постоянно думал о ближнем. Он никогда не заставлял человека ждать: «Как можно, чтобы кто-то ждал меня. А я был спокоен или ел что-нибудь?» Исключительно был милосердным. Постоянно голодный, откладывал еду и никого не отпускал без ответа и утешения. «Если человеку нужна твоя помощь, помоги, поесть всегда успеешь, не то потеряешь Царство Небесное! «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). «Сердце усердное, тело – безсильное, не заботьтесь о теле, а заботьтесь о душе, спасите душу», - постоянно внушал бывшим с ним. Однажды старец Гавриил был болен, и предложили ему поесть. «Что ты, сестра, я сейчас духом в тюрьме был, заключенные из-за черного хлеба убивали друг друга, как я могу есть?» - с болью в сердце ответил он. Только с любовью сделанное дело принимал. Если не видел в деле любви, говорил: «Не хочу такого дела».

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)»