Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - IX

Старец Гавриил говорил, что в Грузии нужен царь: «У царя иная благодать; до тех пор, пока не вернется на трон царь из лона Багратионов, Грузии ничего не поможет! До прихода же царя восстановите трон!» Старец также объяснял: «Жизнь человека – талант. Господь дает талант каждому человеку, и пока он жив, обязан умножать его. Никому нельзя терять эту Божию благодать. Знаешь, кому дано десять талантов? Патриарху и царю, так как они должны править народом, но сейчас крест патриарха отяжелел, так как перед лицом Господа и народа ему приходится нести и свой, и царский крест. Пока у Грузии не будет царя, спасения нет. Разве народ должен быть без скипетра? Тогда выроем из могилы царицу Тамару, Давида Строителя, значит, они нам больше не нужны! Лазарь ведь смердил, разлагаясь, - и Грузия развалится; но когда Господь воскресил Лазаря, какого ребра не хватало у него? Так же воскреснет и Грузия». Старец Гавриил искренне любил Родину и всех призывал к этому. «Как может монах чувствовать себя хорошо, когда народ в бедствии! Где народ, там же и монах», - переживал старец Гавриил и всеми силами старался своим содействием и большой любовью облегчить участь страны и народа.

Старец ужасался с сожалением: «Какой ужас, что за рубежом мужчины становятся похожими на женщин!» Услышав в ответ смех, старец, разгневанный, произнес: «Знаешь, как обиделся на это Господь? Что, думаешь, ты лучше их? Я с болью в сердце сказал, и жалко их стало, ты же смеешься над ними!»

С горечью вспоминают верующие тот период, когда алтарь храма Иверской Богоматери коммунисты передали в баню. Однажды облаченный в черную мантию отец Гавриил приоткрыл двери бани и вошел внутрь. Стал над головой у обнаженных людей и под душевыми, где раньше был алтарь, провозгласил: «Христос воскрес!» Люди так испугались, что в суматохе бессмысленно бегали в растерянности. Отец Гавриил окаменел на месте, где раньше был алтарь. Потоки теплой и холодной воды лились на его лицо; он же стоял, безупречный и непоколебимый. Проповедовал о Христе, любви и доброте. Прикрываясь руками, люди с тяжелым чувством духовной наготы предстали пред Господом и своей совестью.

Один из паствы попросил отца Гавриила разрешения выйти за двор монастыря. «Не выходи! Ты выйдешь и подерешься!» «Что Вы, отец Гавриил, с кем я могу подраться в монастыре?» - рассмеялся гость. Юноша вышел с монастырского двора. У входа стояла машина. Незнакомцы пировали на капоте машины и злословили. Сердце верующего не выдержало, и он обратился к пировавшим: «Братья, здесь храм и нельзя так себя вести». Сказанное вызвало спор, спор – драку, и началась суматоха. Когда юноша вернулся в келью, старец Гавриил смеялся над ним, не скрывая. Пристыженный и удивленный гость спросил: «Отец Гавриил, откуда же Вы знали, что так меня побьют?» «Не я, сынок, Господь показал мне опасность, что ждала тебя, и я предупредил тебя». «Как быть с человеком, когда он лезет драться, что с ним делать?» «Никогда не бей никого, кто младше тебя, слаб он и станет пугливым. Никогда не борись с тем, кто старше тебя, силен он и растопчет тебя. Сначала сразись со своей душой, тогда и слабого, и сильного победишь, выйдешь победителем и оправдан будешь пред Господом».

Вспоминает один мирянин, который исцелился от рака по молитвам отца Гавриила: «Делали мне сложнейшую операцию, врач потребовал написать расписку, поскольку состояние мое было безнадежным, и сделали мне лучевую терапию в онкологическом центре. Кровь была плохая. Привиделась мне моя смерть. Всем существом был доверен Господу. Отец Гавриил опять все сам узнал и прислал мне из монастыря послушницу. Просил передать: «Для тебя в монастыре трехдневный пост начинаем и будем всё время молиться». Во время операции и после у меня было не одно чудесное явление по милости старца Гавриила. Врачи поразились моему спасению. После операции отец Гавриил сообщил мне: «Сбылось, начинается новая жизнь!»

Старец ничего не делал для декораций. Постоянно думал о Боге. Время от времени внезапно гневался на всех пришедших, оставлял и заходил в келью. Это была их защита от дерзости. «Дерзость – начало любого зла, - часто слышали от него. – Когда человек стоит у дверей, я уже знаю его прошлое и будущее. Возьми зеркало и загляни – ты не видишь себя так, как я тебя вижу, - говорил он и плакал горькими слезами, но знаешь, как трудно и тяжело носить этот груз?» - от Господа он был щедро наделен этой добродетелью. Старец Гавриил сразу чувствовал всех, кто для других замышлял что-то нехорошее, и тотчас уличал их. А тех, в чьих сердцах вселялись неверие и страх, и только имя оставалось христианским, указывая на Иуду, горько плакал за них: «Мне ли не знать, для чего пришли вы? Горе тому, кто боится смерти. Хоть бы меня убили – один раз выстрелят, не сорок же. Человек не смерти должен бояться, а ада. Иуда был рядом с Христом, но сгубил душу свою. Разве не для вас дал Себя распять на кресте Христос? Кто в малом предаст тебя, и в большом не пожалеет! Жалко человека для ада. Покайтесь, покаяние превыше любого греха!»

Отец Гавриил говорил иногда: «Когда человек в грехе и не хочет из греха выходить, ничего не говори ему. Когда грешит, тебя же не спрашивает? Когда трудно ему и не разобрался, как поступить, тогда помоги. Другим совета не давай, можешь погубить своим советом, поскольку ты не знаешь состояние его души. Отправляющемуся в Иерусалим не советуй и не мешай…» Свою проповедь отец Гавриил почти всегда начинал так: «Я большой грешник и большой немощный. Хотя бы видел ты грешника во время смерти, не осуждай его. Господь речет: «Мне отмщение Аз воздам, - кто ты такой, человек, что вместо Меня воздаешь?» Осуждение тогда большой грех, когда ставишь себя выше людей, «ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23,12). Когда осуждаешь падшего, Бога осуждаешь. Если увидишь даже валяющихся на улице разбойника, прелюбодея, гулящую, пьяницу, не осуждай их, так как Господь их страсти допустил, так они должны найти дорогу к Господу и раскаяться. Твои же страсти Господь сдерживает, потому как если отпустит, в худших грехах погрязнешь, не выйдешь из грехов и погибнешь. Поэтому никогда не гордись собой.»

Тяжело больной старец Гавриил и на одре проповедовал: «Я есмь червь, земля и пыль. Бог правосуден. Бог считает, сколько раз вздрогнет твое сердце и сколько капель пройдет в почке, но правосуден и владеет адом. Когда желает Бог осудить страну, он отводит взгляд от этого места. Ад – удаление от Господа. Когда преставился человек и физически удалится, печалимся мы, горюем. Но насколько опасно удаление от Бога? Не Бог оставляет человека, человек покидает Бога! Зло Богом не создано, так как зло не имеет сущности. Зло есть нехватка добра. Сатана раньше был носителем света, добром созданным, но когда лишился этого добра – превратился в зло. Злого потому сбросил Господь с небес, чтобы сожаление возбудить в нем. Чтобы сохранить Адама и Еву, Господь оставил их в саду Эдема. Господь позвал Адама: «Адам, где ты?» - потому что хотел сохранить Адама и оставить его раю. Господь допустил зло потому, что после падения видно величие Бога, зато все могли в свое время покаяться, время – самая большая милость. Во времени человек может спастись, а может – погибнуть. Вместе со временем вошло ничего – ничего, из которого Бог создал все. Человек неустанно должен стремиться к Господу, тогда помилует Господь и даст всё, что нужно. Человек однажды является на этот свет, человеку один раз дается возможность спасения. Не существует никакой реинкарнации (только в Судный день, когда душа возвратится в тело). Стремитесь быть чадами Бога. Всем крещеным дается право стать достойным звания Божьих чад; соблюдением заповедей и заслугами ради Царства Небесного становится человек чадом Божиим. Потомки Каина считались детьми Адама. То есть, знаете ли, не эти дети, что в физическом теле, являются детьми Господа, а дети Завета считаются семенем, и этим различаются чада Божии от чад лукавого: каждый, кто не творит правду, тот не есть от Господа, и тот, кто не любит брата своего. Мы же, братья мои, ожидаем усыновления и искупления тела нашего. Как милостив Господь, дающий нам воздух! Ну-ка на минуту представьте – пропал воздух, что произойдет с нами, все как рыбы попадаем».

Одному прихожанину старец взглянул в лицо и начал говорить о его жизни, о сказанных на исповеди грехах, старые грехи вспомнил и со всей точностью описал, конкретно сказал и дал понять, что не покаялся в грехе, совершенном в школе. На самом деле тот грех он позабыл и не упоминал на исповеди и должен был покаяться. Он всегда заставлял пришедших к нему людей думать о тяжести грехов и старался, чтобы полюбили они милосердного, всепрощающего Господа, полюбили и помогли друг другу, возненавидели грех. Он был удивительно сочувственным, мог без слов понять сердце человека. Вот таким великим святым, исполином и психологом был старец Гавриил. В нем все нашли и любовь, и смирение. Он сам говорил: «Христа Бога по смирению и мудрости узнали».

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)»